ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ с ЭЦП

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 12FC7EB598E44A066E943A1FB5061C19
Владелец: Борисова Ярослава Александровна
Действителен: с 27.02.2023 до 22.05.2024

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»
(протокол от 25.08.2022 № 11)

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»
от 25.08.2022 № 350

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
В.К. ГАЙНУТДИНОВА»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия.
Настоящее положение определяет порядок организации и содержание работы с
одаренными и талантливыми детьми на школьном уровне; рассмотрение системы образования как
образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка
(одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию
его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для
одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и
сферах жизнедеятельности.
Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
Актуальность данного положения заключается в

необходимости государственно-

муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и
реализацию своей одаренности.
1.2. Цель и задачи работы с одарёнными детьми.
Цель – создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование
системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях муниципальной системы
образования, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала
детей учреждения путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей, работников
МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова,
общественности.
Задачи:

творческой

- Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов
одаренности учащихся;
- Развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях
знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся;
- Разработка системы эффективной подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах,
конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях
и др. состязаниях с целью увеличения количества победителей и призёров в них;
- Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей и их
семей;
- Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми;
-

Отбор

средств

обучения,

способствующих

развитию

самостоятельности

мышления,

инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной
деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной деятельности;
- Поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.3. Участники реализации данного положения:
- Администрация школы (директор, заместители).
- Руководители школьных методических объединений.
- Учителя-предметники.
- Классные руководители.
- Руководители кружков и секций.
- Педагог- психолог.
- Библиотекарь.
- Медицинский работник.
- Родители или законные представители обучающихся.
- Обучающиеся.
1.4. Содержание работы с одаренными и талантливыми детьми
выявление одаренных и талантливых детей:
-анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание

банка

данных

по

талантливым

и

одаренным

детям;

помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение
и воспитание;

- включение в учебный план общеобразовательного учреждения факультативных курсов по
углубленному изучению предметов школьной программы;
-организация научно-исследовательской деятельности;
-организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях;
-проведение выставок детского творчества;
-проведение фотовыставок;
- организация самоподготовки, работы с Интернет-ресурсами, научной литературой;
- публикации в СМИ, на школьном сайте;
- интеграция с ВУЗами;
система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
- использование олимпиады для оценки успешности усвоения обучающимися учебного курса
(мониторинг по классам, параллелям, индивидуальный мониторинг);
- тематические конкурсы, выставки;
- интеллектуальные предметные и творческие конкурсы;
- защита научно-исследовательских работ учащихся города (сессия МАН);
- общешкольные конференции достижений обучающихся;
- внутришкольный контроль;
- творческие отчеты учителей, руководителей кружков и спортивных секций из опыта работы с
одаренными детьми;
поощрение одаренных детей:
-награждение дипломами победителей и призеров при подведении итогов личностного рейтинга
достижений учащихся;
-информации

с

поздравлениями

на

стенде

«Сегодня

в

школе»;

работа с педагогами:
-работа творческих групп по вопросу работы с одаренными детьми;
-повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
1.5. Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей,
обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1.
Практико-педагогический модуль
Творческие кружки
Школьная малая академия наук
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Выставки юных художников, юных фотографов и т.д.

2.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация
3.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
Медиатека
4.
Информационно-издательский модуль
Обеспечение распространения информации, издание методических, авторских педагогических
разработок, творческих работ одаренных детей.
5.
Административный модуль
Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми,
осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и других мероприятий.
1.6. Принципы работы с одарёнными детьми
- Индивидуализация обучения.
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных
учащихся.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
1.7. Работа с родителями одаренных детей:
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

- Проведение консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической
информации (памятки, листовки);
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей в образовательном учреждении и на уровне
муниципалитета.
1.8. Работа с педагогами:
- Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;
- Содействие обмену опытом учебной работы между педагогами;
- Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
- Разработка учителями индивидуальной программы по развитию творческого потенциала
талантливого ребенка.
2. Организация и функциональное обеспечение
работы с одаренными обучающимися
2.1. Организация работы
Работа с одаренными обучающимися проводится согласно плану на текущий учебный год и
ведется по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогическими кадрами.
Работа с детьми.
Сопровождение

осуществляют

учителя-предметники,

классные

руководители,

руководители кружков.
Работа с

одаренными детьми проводится в форме кружков, предметных олимпиад,

предметных недель, турниров, конкурсов, выставок,

творческих мастерских, спартакиад,

соревнований, фестивалей, праздников и др.
В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются
дифференцированные

и

индивидуально-личностные

технологии,

использование

исследовательского и проектного метода.
Работа с родителями.
Данное направление осуществляют директор, заместитель директора по УВР и заместитель
директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков.
Работа с родителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме
консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации
(памятки, листовки).
Работа с кадрами.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми. Контроль осуществляют директор, заместитель директора по УВР. Все педагоги работают
по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта.
Работа проводится в форме методических мероприятий:
- фронтальных (педагогических советов, семинаров),
- групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
- индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
2.2. Функции участников работы с одаренными детьми
Функции директора общеобразовательного учреждения:
- Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными
обучающимися, контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
- Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными детьми, а так
же имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах.
Функции заместителей директора по УВР и ВР:
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного
положения.
- Оформление нормативной документации.
- Подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми.
- Организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы
с одарёнными детьми.
- Координация действий учителей, педагогов – психологов, работающих с одарёнными детьми.
- Сбор банка данных по одарённым детям.
- Мониторинг результативности работы системы с одарёнными учащимися.
- Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
- Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме.
- Определение критериев эффективности работы.
Функции руководителей школьных методических объединений:
- Сбор и систематизация методических материалов по проблеме интеллектуальной одарённости.
- Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
- Создание в учебных кабинетах банка учебных материалов повышенного уровня сложности.

- Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
- Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической
работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т. д.).
- Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников:
- Выявление одарённых детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и
муниципального уровня.
- Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на
общешкольной ежегодной конференции.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта на
педагогическом совете.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

-

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по
предмету.
Функции классных руководителей:
- Выявление детей с общей одарённостью и создание банка данных своего класса.
- Оформление в дневниках классных руководителей своих наблюдений и сводной таблицы по
видам (областям) одарённости детей, используя данные диагностик и наблюдений педагогов психологов, учителей-предметников, руководителей кружков и секций, родителей.
- Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса
своих способностей.
- Подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми класса.
- Взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования.
Функции руководителей кружков и секций:
- Выявление одарённых детей.
- Организация творческих отчётов и выставок обучающихся.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
- Консультирование родителей.

Функции педагога - психолога:
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
- Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
- Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
- Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации).
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции творческой группы.
· Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
· Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме.
· Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
· Определение критериев эффективности работы.
3. Документация по работе с одаренными детьми
3.1. Обязательная документация.
Для административной группы:
- Годовой план с включением для рассмотрения вопросов работы с одаренными детьми;
- Банк данных на одаренных детей.
3.3. Формирование банка данных одаренных детей
Общеобразовательное учреждение создает и поддерживает в актуальном состоянии
электронный банк данных одаренных детей, который является системой учета информации о
победителях, призерах муниципальных, региональных, российских, международных конкурсов,
олимпиад, научных конференций.
Банк данных обеспечивает сбор, систематизацию и сохранение информации об одаренных
детях и их достижениях. В него заносятся следующие данные об одаренных детях: ФИО, год
рождения, наименование школы, адрес электронной почты, достижения всех уровней, поощрения,
ФИО педагога.
Общеобразовательное учреждение актуализирует информацию, содержащуюся в банке
данных, не реже одного раза в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».