ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 12FC7EB598E44A066E943A1FB5061C19 Владелец: Борисова Ярослава Александровна Действителен: с 27.02.2023 до 22.05.2024 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» (протокол от 25.08.2022 № 11) УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2022 № 350 ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.К. ГАЙНУТДИНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные понятия. Настоящее положение определяет порядок организации и содержание работы с одаренными и талантливыми детьми на школьном уровне; рассмотрение системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Актуальность данного положения заключается в необходимости государственно- муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. 1.2. Цель и задачи работы с одарёнными детьми. Цель – создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях муниципальной системы образования, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей учреждения путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей, работников МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова, общественности. Задачи: творческой - Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся; - Развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся; - Разработка системы эффективной подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях и др. состязаниях с целью увеличения количества победителей и призёров в них; - Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей и их семей; - Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми; - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - Организация разнообразной внеурочной деятельности; - Поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты. 1.3. Участники реализации данного положения: - Администрация школы (директор, заместители). - Руководители школьных методических объединений. - Учителя-предметники. - Классные руководители. - Руководители кружков и секций. - Педагог- психолог. - Библиотекарь. - Медицинский работник. - Родители или законные представители обучающихся. - Обучающиеся. 1.4. Содержание работы с одаренными и талантливыми детьми выявление одаренных и талантливых детей: -анализ особых успехов и достижений ученика; -создание банка данных по талантливым и одаренным детям; помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: - создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; - включение в учебный план общеобразовательного учреждения факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; -организация научно-исследовательской деятельности; -организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях; -проведение выставок детского творчества; -проведение фотовыставок; - организация самоподготовки, работы с Интернет-ресурсами, научной литературой; - публикации в СМИ, на школьном сайте; - интеграция с ВУЗами; система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: - использование олимпиады для оценки успешности усвоения обучающимися учебного курса (мониторинг по классам, параллелям, индивидуальный мониторинг); - тематические конкурсы, выставки; - интеллектуальные предметные и творческие конкурсы; - защита научно-исследовательских работ учащихся города (сессия МАН); - общешкольные конференции достижений обучающихся; - внутришкольный контроль; - творческие отчеты учителей, руководителей кружков и спортивных секций из опыта работы с одаренными детьми; поощрение одаренных детей: -награждение дипломами победителей и призеров при подведении итогов личностного рейтинга достижений учащихся; -информации с поздравлениями на стенде «Сегодня в школе»; работа с педагогами: -работа творческих групп по вопросу работы с одаренными детьми; -повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. 1.5. Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители». 1. Практико-педагогический модуль Творческие кружки Школьная малая академия наук Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ Выставки юных художников, юных фотографов и т.д. 2. Модуль «Родительский всеобуч» Просветительский лекторий Индивидуальная консультация 3. Материально-технический модуль Компьютерный банк данных «Одаренные дети» Медиатека 4. Информационно-издательский модуль Обеспечение распространения информации, издание методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей. 5. Административный модуль Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми. Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и других мероприятий. 1.6. Принципы работы с одарёнными детьми - Индивидуализация обучения. - Принцип опережающего обучения. - Принцип комфортности в любой деятельности. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. - Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. - Принцип развивающего обучения. - Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. - Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 1.7. Работа с родителями одаренных детей: - Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; - Проведение консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки); - Поддержка и поощрение родителей одаренных детей в образовательном учреждении и на уровне муниципалитета. 1.8. Работа с педагогами: - Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми; - Содействие обмену опытом учебной работы между педагогами; - Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию; - Разработка учителями индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ребенка. 2. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися 2.1. Организация работы Работа с одаренными обучающимися проводится согласно плану на текущий учебный год и ведется по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогическими кадрами. Работа с детьми. Сопровождение осуществляют учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков. Работа с одаренными детьми проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, творческих мастерских, спартакиад, соревнований, фестивалей, праздников и др. В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. Работа с родителями. Данное направление осуществляют директор, заместитель директора по УВР и заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков. Работа с родителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки). Работа с кадрами. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. Контроль осуществляют директор, заместитель директора по УВР. Все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта. Работа проводится в форме методических мероприятий: - фронтальных (педагогических советов, семинаров), - групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), - индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 2.2. Функции участников работы с одаренными детьми Функции директора общеобразовательного учреждения: - Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными обучающимися, контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. - Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными детьми, а так же имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах. Функции заместителей директора по УВР и ВР: - Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. - Оформление нормативной документации. - Подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми. - Организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. - Координация действий учителей, педагогов – психологов, работающих с одарёнными детьми. - Сбор банка данных по одарённым детям. - Мониторинг результативности работы системы с одарёнными учащимися. - Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. - Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. - Определение критериев эффективности работы. Функции руководителей школьных методических объединений: - Сбор и систематизация методических материалов по проблеме интеллектуальной одарённости. - Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. - Создание в учебных кабинетах банка учебных материалов повышенного уровня сложности. - Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. - Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т. д.). - Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Функции учителей-предметников: - Выявление одарённых детей по своим предметам. - Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. - Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. - Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и муниципального уровня. - Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. - Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта на педагогическом совете. - Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. - Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. Функции классных руководителей: - Выявление детей с общей одарённостью и создание банка данных своего класса. - Оформление в дневниках классных руководителей своих наблюдений и сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные диагностик и наблюдений педагогов психологов, учителей-предметников, руководителей кружков и секций, родителей. - Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. - Подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми класса. - Взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования. Функции руководителей кружков и секций: - Выявление одарённых детей. - Организация творческих отчётов и выставок обучающихся. - Предоставление необходимой информации классным руководителям. - Консультирование родителей. Функции педагога - психолога: - Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная). - Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. - Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся. - Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации). - Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). - Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции творческой группы. · Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. · Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. · Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. · Определение критериев эффективности работы. 3. Документация по работе с одаренными детьми 3.1. Обязательная документация. Для административной группы: - Годовой план с включением для рассмотрения вопросов работы с одаренными детьми; - Банк данных на одаренных детей. 3.3. Формирование банка данных одаренных детей Общеобразовательное учреждение создает и поддерживает в актуальном состоянии электронный банк данных одаренных детей, который является системой учета информации о победителях, призерах муниципальных, региональных, российских, международных конкурсов, олимпиад, научных конференций. Банк данных обеспечивает сбор, систематизацию и сохранение информации об одаренных детях и их достижениях. В него заносятся следующие данные об одаренных детях: ФИО, год рождения, наименование школы, адрес электронной почты, достижения всех уровней, поощрения, ФИО педагога. Общеобразовательное учреждение актуализирует информацию, содержащуюся в банке данных, не реже одного раза в год.