ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза
В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым

ПРИНЯТО
Педагогический совет
МБОУ «Сакская СШ № 1
им.Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова
(протокол от 25.08.2023 № 16)

УТВЕРЖДЕНА
приказ МБОУ «Сакская СШ № 1
им.Героя Советского Союза
В.К.Гайнутдинова»
от 25.08.2023 № 376

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.К.ГАЙНУТДИНОВА»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Срок реализации 1 год (2023-2024 г.г.)

Саки 2023 г.

1

Содержание
1.
Целевой
раздел
образовательной
программы дополнительного
образования………………………………………………………………………..3
1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.2.

Цели и задачи……………………………………………………………….6

1.3.

Концептуальная основа дополнительного образования…………………7

1.4.

Доступность дополнительных образовательных программ……………..8

1.5. Система представления результатов и контроль реализации
дополнительных образовательных программ……………………………….....10
2.
Содержательный радел образовательной программы дополнительного
образования………………………………………………………………………11
2.1.

Содержание дополнительных образовательных программ…………….11

2.2. Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования………………………………………………………………………20
2.3.

Планируемые результаты освоения программы………………………..21

3.
Организационный
раздел
образовательной
программы
дополнительного образования………………………………………………….23
3.1. Учебный план МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза
В. К. Гайнутдинова» по реализации образовательной программы
дополнительного образования………………………………………………….23
3.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………24
3.3. Диагностика
результативности
освоения
программ
по
направлениям:……………………………………………………………………24
3.4. Показатели выполнения Программы……………………………………....26
4. Приложение……………………………………………………………………28

2

1.

Целевой

раздел
образовательной
программы
дополнительного образования.
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к
основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков
самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.
Дополнительное образование детей в МБОУ «Сакская СШ№1 им.
Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова» направлено на удовлетворение
различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного
обучения в школе полного дня. Оно выступает средством непрерывного
образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже
время источником мотивации учебной деятельности, позволяет сохранять и
укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать
устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень
саморегуляции, развивать творческие способности обучающихся.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ
«Сакская СШ№1 им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова» по
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685;
3

- Региональный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта
«Образование»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗи
инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
№ 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019)
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Сакская СШ№1 им. Героя
Советского Союза В. К. Гайнутдинова».
Адресат программы
Программа рекомендуется к использованию при разработке дополнительных
образовательных программ и адресована педагогам школы- разработчикам

4

дополнительных образовательных программ, обучающимся и их родителям
(законным представителям).
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Дополнительное образование – это процесс освоения знаний, способов
деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей, и содействующий
самореализации и культурной адаптации.
Программа составлена в соответствии с Федеральным проектом «Успех
каждого ребенка», социальным заказом: запросом обучающихся и их
родителей (законных представителей) и реализуется по естественнонаучной
направленности.
Система дополнительного образования в МБОУ «Сакская СШ № 1 им.
Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова» выступает как педагогическая
структура, которая:
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся
и
личностную значимость обучающихся;
- дает шанс каждому открыть себя как личность;
- предоставляет ученику
возможность
творческого
развития по
силам, интересам и в индивидуальном темпе;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования
на принципах реального гуманизма;
- активно использует возможности
окружающего
социокультурного
и духовного пространства;
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Использование при реализации образовательных программ методов и
средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих
вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
При реализации образовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение с учетом Положения о реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
5

образовательных технологий.
При реализации образовательных программ может применяться форма
организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и
построения
учебных
планов,
использовании
соответствующих
образовательных технологий. Образовательные программы МБОУ «Сакская
СШ № 1 им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова» реализуют как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает
возможность освоения дополнительной образовательной программы с
использованием ресурсов МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского
Союза В. К. Гайнутдинова».
1.2.

Цели и задачи

Основные цели и задачи дополнительного образования, обучающихся
МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова»
соответствуют Концепции развития дополнительного образования
обучающихся.
Цель – формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их
свободного времени.
Основные задачи:
–
изучение интересов и
потребностей
обучающихся
в
дополнительном образовании детей;
–
обеспечение
гарантий прав ребенка
на
получение
дополнительного образования по общеразвивающим программам;
–
обеспечение
необходимых
условий
для личностного,
духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
–
формирование условий
для создания единого
образовательного пространства;
–
формирование
и
развитие
творческих
способностей,
обучающихся;
–
формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
6

–
формирование культуры здорового образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
–
создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.
1.3.

Концептуальная основа дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза В. К.
Гайнутдинова» заключается в том, что оно, дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность
образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи
личностно-ориентированного образования.
Деятельность МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза В.
К. Гайнутдинова» по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого
свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение
каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода
выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие
жесткой
регламентации
делают
дополнительное
образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования
7

обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою
инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
образовательная
–
обучение
ребенка
по
дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная –формирование в МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя
Советского Союза В. К. Гайнутдинова» культурной среды, определение на
этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание
детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение
им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
1.4.

Доступность дополнительных образовательных программ.

ОУ формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы,
содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивает доступ к
ресурсам посредством размещения на официальном сайте ОУ о реализуемых
образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов,
8

дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей
образовательной программой.
Дополнительное образование реализуется в соответствии с
Календарным учебным графиком и режимом работы учебного года, включая
каникулярное время и обладает большими возможностями для
совершенствования общего образования, позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование
путем реализации досуговых индивидуальных образовательных программ,
дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные
познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительные общеобразовательные программы размещаются в
Навигаторе дополнительного образования Республики Крым.
Дополнительные
общеобразовательные
программы
учитывают
возрастные и индивидуальные особенности детей. Обучение может
осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается
сочетание различных форм. ОУ организуют образовательный процесс в
объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),
являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции,
кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности
программы и индивидуальных особенностей обучающихся и определяется
Положением о порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. Численный
состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в
учебной группе устанавливается до 10 человек.
При реализации дополнительных образовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные)
занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Расписание
занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических
9

работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся
и
возрастных
особенностей обучающихся.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность
занятий определяется содержанием программы.
При реализации дополнительных образовательных программ ОУ может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые
условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных
представителей).
1.5. Система представления результатов
и
контроль
реализации дополнительных образовательных программ.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом.
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися
планируемые результаты, освоена ли ими программа.
Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая
какой- то этап реализации программы, так и по завершению программы в
целом.
Оценка
образовательных
результатов,
обучающихся
по
дополнительной образовательной программе должна носить вариативный
характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны
способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также
диагностировать мотивацию достижений личности.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и
навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок
готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в
случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы,
самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита
творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир,
зачетные занятия.
10

Формы аттестации:
- текущий, промежуточный контроль (собеседования,
тестирование,
анкетирование, опрос, защита рефератов, докладов, проектов);
- участие в
творческих конкурсах, научнопрактических
и
исследовательских конференциях различного уровня;
- практические работы.
2.

Содержательный
раздел
образовательной
дополнительного образования.
2.1.

программы

Содержание дополнительных образовательных программ

Программы адресованы для обучающихся 7-18 лет.
№
1.

2.

3.

4.
5.

Ведущие направления
Художественно -эстетическая:
1. «Рисуем вместе»
2. «В стране рукоделия»
3. «Школьный театр»
Естественно-научная:
1. «Зеленая лаборатория»
2. «Биология клетки»

Возраст
7-12 лет
6-12 лет
6-16 лет

8-12 лет
10-12 лет
10-18 лет

Физкультурно-оздоровительная:
1. «Подготовка футболиста»
2. «Дзюдо»
3. «Волейбольный клуб»
4. «Баскетбол»
5. «Курс юного армейца»
6. «Военно-патриотическое воспитание и
военно-патриотические виды спорта»
7. «Военно-спортивное многоборье»
Техническая:
«Моделирование и лазерные технологии»
Туристско-краеведческая:
11

8-13 лет
7-12 лет
12-16 лет
10-16 лет
12-16 лет
10-16 лет
13-17 лет
11-15 лет
7-16 лет

«Школьный Музей Боевой славы»

Дополнительное образование в школе реализуется по следующим
направленностям:
Художественно -эстетическая направленность:
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство имеет большое
значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте,
так и в среднем, а затем в старшем. Оно способствует развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового
восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации
эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как и письмо,
имеют свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит нас
в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с
возрастом пропадает всякий интерес к творчеству, а это обедняет человека.
Поэтому необходимо формировать индивидуальное своеобразие личности
уже на первых этапах её становления.
На занятиях по Программе обучающиеся учатся ценить, любить и
уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что
ведет к совершенствованию личности.
Цель – приобщение через изобразительное и декоративно-прикладное
творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование
творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное
самоопределение.
Задачи Программы:
 обучение детей теоретическим и практическим знаниям, умениям и
навыкам.
 овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического
рисунка;
 формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративноприкладного искусства;

12





№

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного;
обучение работе с различными материалами и инструментами.
Наименование кружка Кол-во часов Ф.И.О. педагога
в неделю

1

«Рисуем вместе»

1

Ахтемова Л.Р..

2

«В стране рукоделия»

1

Ахтемова Л. Р.

3

«Школьный театр»

2

Карпенко В. В.

Формы организации обучения в рамках блока дополнительного
образования: реализация программы позволяет создать условия,
расширяющие
круг
заинтересованных
и
активных
субъектов
образовательного процесса. Общение родителей, педагога и детей создает
благоприятные условия для формирования у обучающихся компетенций,
связанных с решением коммуникативных, социальных, практических
проблем в жизни.
Также, реализация Программы основана на приобщении детей к миру
прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному и
декоративно-прикладному искусству.
Кружок «Школьный театр» - это совершенно иная форма организации
учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых
знаний, он их добывает, строит сам. Они сами выбирают и нужный темп, и
средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и
групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и
руководителя, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими
видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Естественно-научная направленность:
Человек уже более пятидесяти тысяч лет живет на планете Земля,
активно пользуется природными ресурсами и взаимодействует со всеми
живыми и неживыми компонентами окружающей природы. Рациональное
использование природных ресурсов, правила взаимодействия человека и

13

окружающей природы – важные проблемы современного мира, которые с
каждым годом становятся актуальнее.
Обучение по Программе воспитывает любовь к природе и стремление
защищать окружающую среду обитания, формирует у обучающихся базу
знаний для дальнейшего изучения биологической науки.
Через познание окружающего мира у детей закладываются
необходимые нормы поведения, соответствующие правилам здорового
образа жизни.
Экологическое мировоззрение необходимо нынешнему поколению для
правильных взаимоотношений человека с природой и социумом.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в природе, повышение
экологической культуры, получение представлений об окружающей среде с
позиции взаимодействия и взаимозависимости природы, общества и
человека.
Задачи программы:
- приобретение знаний о закономерностях и взаимосвязях природных

явлений, единстве живой и неживой природы; - развивать чувство ритма и
координацию движения;
- формирование научных, эстетических, нравственных и правовых суждений
по экологическим вопросам;
- формирование представления о нормах и правилах поведения в природе.
- развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на
практическое их применение;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации;
- воспитание ответственного бережного отношения к жизни, здоровью,
природе.
№

Наименование
объединения

Кол-во часов Ф.И.О. педагога
в неделю

14

1

«Зеленая лаборатория»

1

Докаева А. С.

2

«Биология клетки»

1

Докаева А. С.

Формы организации обучения в рамках блока дополнительного
образования: групповые занятия проводятся со всей группой одновременно.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме. Основное время отводится на практические занятия.
Физкультурно-оздоровительная направленность
Программа физкультурно-спортивной направленности призвана
обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных
навыков и физических качеств, и создает предпосылки для многообразных
проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом
гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует
гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у
них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и
психическое благополучие. Физкультурно-спортивная направленность
является одной из важных направленностей дополнительного образования.
Здесь особое значение придаётся повышению уровня физического развития
обучающихся, создания положительной мотивации к здоровому образу
жизни.
Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности
сконцентрирована на укреплении здоровья, формировании навыков
здорового образа жизни, двигательных умений и навыков физкультурноспортивной деятельности, морально-волевых качеств и системы ценностей с
приоритетом жизни и здоровья.
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых
мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
целостному развитию физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
15

жизни, а также приобщение детей к регулярным занятиям спортом по
различным видам деятельности.
Задачи программы:
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной
направленностью, техническими действиями и приемами различных видов
спорта;
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности.
№

Наименование
объединения

1

«Подготовка футболиста»

2

«Дзюдо»

3

«Баскетбол»

4

«Волейбольный клуб»

5

«Курс юного армейца»

6

7

Кол-во часов в Ф.И.О. педагога
неделю

2

Зайченко П. А.

1

Руденко Г. А.

2

Ложкина А. Н.

2

Ложкина А. Н.

1

Котляр С. И.

«Военно-патриотическое
воспитание и военноприкладные виды спорта»

1

Котляр С. И.

«Военно-спортивное
многоборье»

1

Котляр С. И.

Формы организации обучения в рамках блока дополнительного
образования: основной формой организации образовательного процесса по
16

дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности являются:
- занятия в объединениях по различным видам спорта;
- участие обучающихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- участие обучающихся в спортивных соревнованиях и праздниках.
Техническая направленность
Графические средства отображения информации широко используются
во всех сферах жизни общества и характеризуются образностью,
символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения.
Именно эти качества графических изображений обуславливают их
расширенное использование.
Целью дополнительной программы технической направленности
«Моделирование и лазерные технологии» является формирование базовых
знаний в области проектирования технологических процессов с помощью
систем
автоматизированного
проектирования,
включая
3Dпрототипирование,
создание
3D-моделей,
черчение,
изготовление
прототипов с использованием лазерного станка.
В результате освоения данной Программы учащиеся:
- научатся читать несложные чертежи; обращаться с измерительными
инструментами (линейка, штангенциркуль, транспортир) и проводить обмер
детали.
- получат знание об основных типах соединений в изделиях, собираемых из
плоских деталей.
- научатся работать с одной из распространенных векторных графических
программ.
- овладеют основными приемами инженерного 3D-моделирования в САПР.
- познакомятся с приемами создания объемных конструкций из плоских
деталей.
- освоят экспорт эскизов или граней деталей в плоском векторном формате,
пригодном для лазерной резки (.DXF), технологию лазерной резки.
- научатся понимать принцип работы и устройство станка с ЧПУ для
лазерной резки.
- освоят программу управления лазерным станком (RDWorks или аналог).
17

- научаться оптимально размещать детали на рабочем столе, понимать смысл
основных параметров резания и настраивать их для определенного
материала.
- овладеют основными операциями с лазерным станком (размещение
заготовки, регулировка фокусного расстояния, запуск задания на резку,
аварийный останов при ошибках, безопасное удаление готового изделия и
т.п.).
- научаться работать с ручным инструментом, проводить пост-обработку и
подгонку изготовленных деталей, собирать изготовленную конструкцию.
В идеальной модели у учащихся будет воспитана потребность в творческой
деятельности в целом и к техническому творчеству в частности, а также
сформирована зона личных научных интересов.
№
1

Наименование
объединения
«Моделирование и
лазерные технологии»

Кол-во часов Ф.И.О. педагога
в неделю
1

Русева С.Г. .

Большое значение 3D-моделирование приобретает в рамках
национальной доктрины образования РФ, цели которой направлены на
решение задач экономического развития страны в сфере культуры, науки,
высоких технологий. В настоящее время наиболее интенсивные изменения
происходят в области технологий: появилась совершенно новая отрасль –
нанотехнологии, широкое применение имеют лазерные технологии,
аддитивные и т.д. Решение поставленных задач невозможно представить без
обеспечения должного уровня графической подготовки школьников.

Туристско-краеведческая направленность
Школьный музей является одной из форм дополнительного
образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность
учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную
ценность.
18

Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых
традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об
историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать
патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Целью
дополнительной
программы
туристско-краеведческой
направленности «Школьный Музей боевой славы» является формирование
чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной
культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства
сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей,
являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть
координатором военно-патриотической деятельности образовательного
учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями
культуры, общественными организациями.
Задачи программы:
· Знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
· Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории
через уважение к заслугам Героев Великой Отечественной войны, рядовых
солдат Победы, жителях блокадного Ленинграда, тружеников тыла.
· Способствовать формированию культуры работы с историческими
источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения
дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с
музейными экспонатами.
· Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся.
· Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовнонравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития
нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни,
миропонимания и понимания судьбы россиян. Воспитание гражданина,
патриота Родины, способного встать на защиту Отечества.
· Формирование знаний, умений, навыков в области истории Отечества и
Вооруженных Сил РФ, физкультуры, спорта.
№

Наименование
объединения

Кол-во часов Ф.И.О. педагога
в неделю

19

1

«Школьный Музей
Боевой славы»

2

Калинина Т. В.

Программа помогает социализации школьников и развитию
самоуправления в школе, что на современном этапе является очень важным,
способствует развитию и улучшению воспитательной системы школы, так
как приоритетами воспитательной системы школы являются гражданскопатриотическое воспитание и здоровьесберегающие технологии.

реализации
образовательной
программы
дополнительного образования.
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально- технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в ОУ и способствуют созданию
единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого
ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и
потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности ОУ, его
приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано
решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и
кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
В МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза В. К.
Гайнутдинова» созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями.
2.2.

Условия

20

Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах в области дополнительного образования информируются все
участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность
достижения
обучающимися
определенных
результатов;
2)
соблюдение
санитарно-гигиенических
норм,
требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны
труда работников
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование» в МБОУ «Сакская СШ № 1 им. Героя
Советского Союза В. К. Гайнутдинова» имеется оборудование для
реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ
«Волейбольный клуб» и «Моделирование и лазерные технологии».
2.3.

Планируемые результаты освоения программ.

Одним из ключевых элементов дополнительной образовательной
программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися,
которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения
всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений
обучающегося,
которые
он
сможет
продемонстрировать.
При
проектировании и реализации дополнительных программ необходимо
ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так
и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде
совокупности
способов
универсальных
учебных
действий
и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
21

мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические
знания
по
программе
и
практические
умения,
предусмотренные программой.
Оценка
образовательных
результатов,
обучающихся
по
дополнительной образовательной программе носит вариативный характер.
Инструменты оценки достижений обучающихся способствуют росту их
самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании.
Итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным
программам не предусматривает проведение итоговой аттестации.
Промежуточная
аттестация
может
проводиться
в формах,
определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и
т.д.)
Реализация образовательных дополнительных программ МБОУ
«Сакская СШ № 1 им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова»
позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
- сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
- совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
- создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое
оснащение
дополнительного
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности ъ
дополнительных образовательных программ.
22

3.
Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования
детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным
заказом и региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3.

Организационный
раздел
образовательной программы
дополнительного образования.

3.1 Учебный план дополнительного образования детей МБОУ «Сакская
СШ №1 им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова» по реализации
образовательной программы дополнительного образования
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования ОУ направлен на обеспечение доступности,
эффективности и качества дополнительного образования, создание
максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с
учетом кадрового, программно-методического и материально- технического
обеспечения образовательного процесса.
№

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1

Название детских объединений Всего часов по программе в год (34
по каждой направленности
недели)
2023-2024 учебный год
Художественно-эстетическая
направленность
«Рисуем вместе»
«В стране рукоделия»
«Школьный театр»
Естественно-научная
направленность
«Зеленая лаборатория»

неделя

год

Кол-во групп

1
1
2

14
20
68

1
1
1

1

34

1

23

2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

3.7
4
4.1
5

«Биология клетки»
Физкультурно-оздоровительная
направленность
«Подготовка футболиста»
«Дзюдо»
«Волейбольный клуб»
«Баскетбол»
«Курс юного Армейца»
«Военно-патриотическое
воспитание и военно-прикладные
виды спорта»
«Военно-спортивное многоборье»
Техническая направленность
«Моделирование
и
лазерные
технологии»
Туристско-краеведческая
направленность
«Школьный Музей Боевой славы»

1

34

1

2
1
2
2
1
1

68
34
68
68
34
34

1
1
1
1
1
1

1

34

1

1

34

1

2

68

1

Дополнительные общеобразовательные программы педагогов являются
приложением к образовательной программе дополнительного образования
(Приложение 1)
3.2.

Материально-техническое обеспечение

Кабинеты МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В. К.
Гайнутдинова»
оборудованы
интерактивными
досками,
экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной
деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет
изобразительного искусства, актовый зал. Кабинет изобразительного
искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы муляжей,
репродукций, мультимедийное оборудование.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи
волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты,
канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.

24

Для занятий по технической направленности имеется учебный кабинет
площадью - 50 кв. метров, учебная мебель (столы, стулья), 3D- принтер - 2
шт., лазерный станок - 1 шт.

3.3.

Диагностика результативности освоения программ по
направлениям:

№
1

Ведущие направления
Художественно-эстетическая
направленность:
Кружок «Рисуем вместе»
Кружок «В стране рукоделия»
Кружок «Школьный театр»

Диагностика
Разработка
тематических
творческих работ, участие в
краеведческих конкурсных
программах, подготовка и
проведение
тематических
выставок.

2

Естественно-научная направленность
Кружок «Зеленая лаборатория»
Кружок «Биология клетки»

Для
отслеживания
результативности
на
протяжении всего процесса
обучения осуществляются:
•
начальный
(входной)
контроль
проводится
с
целью определения
уровня
развития
обучающихся;
•
текущий
контроль
проводится
с
целью
определения степени
усвоения
обучающимися
учебного материала;
•
итоговый
контроль
проводится
с
целью
определения изменения
уровня
развития
обучающихся, их творческих
способностей.
Итогом
работы
по
Программе
является
самостоятельное выполнение

25

3.

4.

5.

проекта.
Физкультурно-оздоровительная
формирование установки на
направленность
безопасный, здоровый образ
Кружок «Подготовка футболиста»
жизни;
Кружок «Дзюдо»
Формы подведения итогов
Кружок «Волейбольный клуб»
реализации программы – это
Кружок «Баскетбол»
участие в:
Кружок «Курс юного Армейца»
- соревнованиях;
Кружок «Военно-патриотическое
- спортивных конкурсах;
воспитание и военно-прикладные виды
-спортивных
массовых
спорта»
мероприятиях
школьного
Кружок «Военно-спортивное
уровня;
многоборье»
акциях
спортивного
направления.
Техническая направленность
Отличительной
Кружок «Моделирование и лазерные особенностью
программы
технологии»
является
то,
что
обучающиеся на основании
достигнутых
результатов
могут присоединиться к
движению WorldSkills Russia
в компетенции
«Моделирование и лазерные
технологии».
Туристско-краеведческая
Организация
работы
направленность
школьного
музея
как
Кружок «Школьный Музей Боевой составной части школьного
славы»
Центра
патриотического
воспитания.
Разработка
тематических
творческих
работ,
участие
в
краеведческих конкурсных
программах.
3.4.
№
1.

Показатели выполнения Программы
Наименование показателя

Повышение
процента
охвата
обучающихся
дополнительным образованием (от общего количества
учащихся)

26

2.

3.
4.
5.

6.
7.

Увеличение доли (от общего количества) обучающихся,
принявших
участие
в
реализации
социальнообразовательных проектов.
Реализация социальных проектов в рамках сетевого
взаимодействия с социальными партнерами
Увеличение доли подростков, регулярно занимающихся
спортом.
Рост числа участвующих (обучающихся, педагогов,
родителей)
в
культурно-массовых
мероприятиях,
конкурсах, выставках, обозначенных календарным планом.
Удовлетворенность родителей качеством работы педагогов
дополнительного образования
Активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр
дополнительного образования, представленного в школе.

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».