ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 12FC7EB598E44A066E943A1FB5061C19 Владелец: Борисова Ярослава Александровна Действителен: с 27.02.2023 до 22.05.2024 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» (протокол от 25.08.2023 № 16) УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2023 № 372 ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение устанавливает правила реализации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»( с изменениями и дополнениями); 1.3. Электронное обучение (далее ЭО)- организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Школа вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном педагогического работника с обучающимися для решения задач образовательного процесса. взаимодействии персонализации 1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ. 1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: электронный журнал; образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.7. Сопровождение предметных дистанционных занятий может осуществляться в следующих режимах: Тестирование on-line; Консультации on-line; Предоставление методических материалов; Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 1.8. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового. 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; созданию единой образовательной среды Школы; повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; повышению эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники Школы. 3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. 3.6. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.7. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 3.1. 4. Организация дистанционного и электронного обучения Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к электронному журналу, образовательной онлайн-платформе, используемой учителями Школы в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.1. 4.3. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация. 4.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе осуществляется по 2 моделям: модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. 4.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); обучающиеся по очно-заочной форме обучения; обучающиеся, находящиеся на карантинном режиме. 4.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом (Приложение №1). 4.8. Школа ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 4.9. Для организации образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ: 4.9.1.Администрация: издает локальный акт (приказ) об организации образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ, который, в том числе, определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам, регулирует на уровне общеобразовательной организации требования к оформлению деловой документации с учетом рекомендаций муниципальных органов управления образованием. Организовывает информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о переводе обучения в дистанционную форму на определенный период. Осуществляет мониторинг готовности технического обеспечения учителя (планшет/ноутбук/компьютер, выход в интернет, установка необходимых приложений для дистанционной формы обучения), наличия действующих адресов электронной почты, фактической работы в электронном журнале и дневнике (при использовании данного ресурса). Выносит на коллегиальное обсуждение набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе. Для этого проводятся малые педагогические советы и определяются ресурсы для дистанционной формы обучения по каждой параллели и каждому предмету (минимизируется набор, учитывая, что ученикам одной параллели удобно иметь по всем предметам один набор ресурсов к обучению). Разрабатывает четкие инструкции для детей и родителей по работе на каждом ресурсе. Формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине учебного плана, сохраняя недельную педагогическую нагрузку учителей. Проводит методическое совещание с педагогами по вопросам организации обучения в дистанционной форме. Обеспечивает методическую поддержу учителям, не имеющим достаточного опыта использования электронных образовательных ресурсов. Организовывает еженедельный мониторинг реализации образовательной программы в дистанционном режиме. Издает (при необходимости) приказ о преодолении отставания по предметам, в котором фиксируются меры по ликвидации отставания, и назначаются ответственные. 4.9.2. Классный руководитель: формирует и предоставляет учителям-предметникам банк данных об учащихся класса: наличие компьютера (ноутбука,планшета,телефона) с выходом в интернет; адрес электронной почты; логин ресурса для видео взаимодействия; адрес группы класса в социальных сетях; выявляет обучающихся, которые не имеют необходимого оснащения для осуществления обучения в дистанционной форме, информирует об этом администрацию, учителейпредметников. Актуализирует данные о родителях (телефон, электронная почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей) для эффективного осуществления обратной связи. Проводит разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о необходимости соблюдения санитарно-противоэпидемиологических мер, об особенностях организации образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ, о степени ответственности и необходимости регулярной учебной работы и текущего контроля успеваемости. Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками, проводит мониторинг ситуации. Организует информирование родителей (законных представителей) в случае несоблюдения сроков изучения материала обучающимися. 4.9.3.Учитель-предметник: корректирует рабочие программы по предметам. Определяет форму дистанционного взаимодействия с обучающимися: занятия в режиме онлайн (для этого можно воспользоваться бесплатными системами вебинаров или функцией электронного журнала по проведению онлайн-занятий с демонстрацией рабочего стола); асинхронный режим обучения, при котором обучающие работают с ресурсами в свободном режиме. Выбирает платформу . От платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала. Комплексная реализация обучения с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена с помощью ресурсов образовательных порталов. Допускается возможность создания педагогом собственных информационных текстов и тестов с помощью открытых документов. Определяет и согласовывает с администрацией временные рамки, отведенные обучающимся на освоение материала, сроки и формы сдачи контрольных/домашних заданий. При подборе материала исключает перегрузку обучающихся информацией для изучения. Учитывает, что режим обучения с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах Организовывает обратную связь с обучающимися. Постоянно контролирует, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т.д. Для этого рекомендуется использовать групповые рассылки в электронном дневнике, мессенджеры. Информирует о выборе канала для обратной связи обучающихся и их родителей (законных представителей). К моменту начала обучения размещает необходимые материалы на сайте Школы и в электронном журнале и доводит информацию об их размещении до обучающихся. Задания с открытым ответом и присланные на проверку материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе обучающиеся потеряют мотивацию. При организации дистанционного урока учитывает его структуру и особенности реализации этапов (Приложение 2). При отсутствии Интернета на дому у обучающихся: организовывает работу по изучению материала с использованием учебника, распечатанных материалов и задачников; определяет график консультаций, доводит его до сведения администрации, классного руководителя и обучающегося; дает четкую инструкцию по работе с носителями информации; предусматривает варианты доведения до ученика результатов проверки итоговых работ. Продумывает формат обратной связи с родителями (законными представителями) об успешности обучения детей в дистанционной форме, доводит его до сведения классного руководителя и родителей (законных представителей). 5. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации по предметам, реализуемым с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 5.1. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по каждому предмету может осуществляться традиционно при непосредственном взаимодействии педагога и обучающегося и дистанционно посредством инфокоммуникационных сетей с применением электронных средств коммуникации и связи в электронной среде. 5.2. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по каждому предмету осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам всех обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. 5.3. Прохождение текущего контроля возможно в форме: компьютерного тестирования на цифровом портале; письменных ответов на вопросы; написания эссе, сочинения, реферата, изложения; комбинации вышеперечисленных форм и прочее. 5.4. Оценивание учебных достижений обучающихся с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в школе. Отметки, полученные обучающимися за выполненные дистанционные задания, заносятся в электронный журнал. 6. Положение вступает в силу с 01.09.2023 и действует до его замены. Приложение №1 Рабочий лист по учебному предмету «_______________» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Класс: Ф.И.О. учителя: № п/ п Дата Раздел Те ма Форма урока (с применен ием электронн ого обучения или дистанцио нных образоват ельных технологи й) Содержание (задания для изучения) Текущий контроль форма сроки Итоговый контроль форма сроки Консультация форма сроки Разно уров невы е дома шние задан ия Приложение 2 Структура урока, проводимого в дистанционном режиме. 1) Организационный момент, целеполагание - определение цели, постановка задач, определение времени освоения материала т.д. 2) Проверка домашнего задания – общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т.д. 3) Актуализация знаний – использование различных методов повышения мотивации к изучению нового материала (видеоролики, учебная задача и т.д.). Если данный этап реализуется в виде фронтальной работы с классом, можно обозначить список вопросов, не требуя ответа, так как они сами собой уже подготовят ребенка к новой учебной задаче. 4) Первичное усвоение новых знаний – использование ресурсов образовательных порталов или разработок учителя, размещенных на общедоступных ресурсах. Перед прочтением материала ученики должны четко знать, что от них требуется, необходимо указать, на что обратить особое внимание, какие знания и практические навыки будут проверяться. 5) Первичная проверка понимания и закрепление – реализация данного этапа возможна непосредственно при изучении нового материала, перемежая образовательный контент заданиями, интерактивными моделями и вопросами для самопроверки. Если же материал осваивается на основе размещенных вами файлов, то прямо в текстовых файлах или презентациях постарайтесь разместить эти элементы. 6) Контроль освоения, анализ допущенных ошибок и их коррекция –использование тестов, интегрированных интерактивных моделей и форм сбора ответов. Не забывайте своевременно проверять задания и информировать учеников об их достижениях и допущенных ошибках. 7) Домашнее задание и инструкция по его выполнению. 8) Рефлексия и обратная связь.